Главная  |  Контакты  |  Сбор средств  |  Карта сайта  |  English  |  Deutsch
ПРОГРАММЫ ФОНДА АКЦИИ ФОНДА КОНКУРСЫ ФОНДА
 


Форум
Новости
  Одной строкой
  Новости партнеров
О Фонде
  Контакты
  Лица Фонда
  СМИ о нас
  Сбор средств
  Благотворителям
  Письма поддержки
  Благодарственные письма
  Партнеры
  Фотогалерея
  Наши баннеры
Благотворительные акции
  АНТИбезразличие
  SMS акции
  Ближайшие акции
  Музей
Программы фонда
  "Образование XXI век"
  Партнерская программа для студентов
  Поддержка образовательных учреждений
  Поддержка медицинских учреждений
  "Боль моя"
Конкурсы
  Конкурс детского рисунка «Семь уроков волшебства»
  Пишем стихи, рассказы, сказки 2007
  Конкурс мягкой игрушки 2007
  Конкурс рисунков «Мой любимый мультипликационный герой» 2007
  Конкурс "Лучший анимационный ролик"
  Мой портрет на любимом сайте
  Работы вне конкурса
  Архив конкурсов
Информация
  Медиа материалы
  Советы психолога
  Советы юриста
  Приемные ангелы - книга для родителей, которые хотят усыновить ребенка
Карта сайта


Подписка на рассылку

Новости Партнеров

На этой странице мы размещаем новости, которые присылают наши партнеры. МБФ "Дети Мира" не несет ответственности за размещенную в этом разделе информацию.

Новости Московской торгово-промышленной палаты

У кого нет конкурентной разведки – у того нет маркетинга!

В крупных фирмах и корпорациях конкурентная раз­ведка, как правило, встроена в структуру маркетинга или службы безопасности. В любом случае, речь идет о получении и анализе информации. Подбирать дру­гой термин нет смысла. Пытаться скрыть разведыва­тельный процесс под видом социологических исследований - глупо. Если перед компанией стоит задача занять или сохранить рыночную нишу, то без конку­рентной разведки не обойтись.

Зачем?

Синонимы конкурентной раз­ведки — «деловая разведка», «биз­нес-разведка», «экономическая разведка». Термин «конкурентная разведка» (competitive intelligence) распространен в Соединенных Штатах. В Западной Европе пред­почитают говорить «деловая раз­ведка» (business intelligence). И все же полно и емко суть разведы­вательного процесса в бизнесе от­ражает именно «конкурентная разведка».

Наиболее успешным в анализе конкурентной среды и определе­нии места компании на рынке, по мнению многих специалистов, яв­ляется метод профессора Гарвард­ского университета Майкла Пор­тера, убежденного в том, что лю­бой компании необходима хоро­шая конкурентная разведка — ин­формация о конкурентной среде и конкурентах.

В его концепции используется модель «пяти сил», управляющих конкуренцией. Эта модель получила название «Пять сил Майкла Портера»:

  1. Угроза со стороны существующих конкурентов.
  2. Угроза появления товаров-заменителей или услуг-заменителей, конкурентоспособных с точки зрения цены.
  3. Угроза появления новых или потенциальных конкурентов.
  4. Угроза со стороны поставщиков сырья и комплектующих.
  5. Угроза со стороны потребителей товаров и услуг.

Знание этих источников конку­рентного давления позволяет:

  • разработать стратегический план развития компании;
  • выявить сильные и слабые стороны своей компании и основных конкурентов;
  • обосновать позицию компании на рынке;
  • определить сегменты рынка, в которых стратегические изменения дадут  наивысший  положительный эффект;
  • определить  потенциальные возможности и факторы угроз для компании в конкретной отрасли. 

Майкл Портер не без основания считает, что цель корпоративной стратегии фирмы — найти и занять позицию на рынке товаров и услуг, где фирма будет лучше всего защищена от влияния этих сил или смо­жет со своей стороны оказывать влияние на них.

В современной конкурентной борьбе важным моментом стано­вится знание намерений конку­рентов, изучение основных тен­денций деловой и политической жизни, анализ предприниматель­ских рисков и других факторов, влияющих на предприниматель­скую деятельность. В то же время конкурентная разведка, в отличие от промышленного шпионажа, осуществляется в рамках норма­тивно-правового поля и свои ре­зультаты получает благодаря ана­литической обработке огромного количества разнообразных откры­тых информационных материалов.

Возрастание роли таких исследо­ваний в современных условиях оп­ределяют следующие факторы: быстрый рост темпов деловой жиз­ни, информационная перегрузка, возрастающая глобальная конку­ренция, усиление агрессивности конкурентов, угрозы недружест­венного поглощения (рейдерского захвата), сильное влияние полити­ческих изменений. Основной це­лью конкурентной разведки в та­ких условиях становится инфор­мационно-аналитическая под­держка   принятия оптимального управленческого решения, обеспе­чивающего достижение конку­рентного превосходства над други­ми участниками рынка. Поэтому главными задачами становятся:

  • непрерывный мониторинг и сбор открытой информации о конкурентной среде;
  • аналитическая обработка данных, полученных из всех возможных информационных источников;
  • представление руководству результатов анализа для принятия управленческих решений;
  • хранение и распространение результатов.

Аналитические заключения кон­курентной разведки могут исполь­зоваться как для принятия тактиче­ских решений, так и для выработки стратегических направлений раз­вития предприятия в целом. По словам американского журналиста Л. Каганера, конкурентная развед­ка, подобно мощному радару, улав­ливает новые веяния в бизнесе, от­слеживает появляющиеся возмож­ности и предупреждает о надвигаю­щихся опасностях.

В наше время разведка становит­ся потребностью любой компании. Руководители предприятий и топ-менеджеры не могут позволить се­бе очутиться на зыбкой почве не­полной или, что еще хуже, неточ­ной информации. Основные успе­хи обеспечения безопасности за­ложены в работе превентивного характера, а не в физической охра­не или технической защите, как до сих пор считают многие предпри­ниматели. Охрана лишь последнее звено в длинной цепи меропри­ятий по безопасности.

Какими методами? 

Если честная конкуренция — двигатель эффективности бизнеса, то разведка — один из его основ­ных компонентов, несмотря на то, что это сложный процесс, органи­зация которого требует много вре­мени, наличия квалифицирован­ных кадров, и самое главное - по­нимания его необходимости. В ка­честве подтверждения важности конкурентной разведки приведем несколько высказываний извест­ных персон в мире бизнеса. Роберт У. Гэлвин (Motorola Inc.) как-то сказал: «Для формирования кон­курентной разведки и соответству­ющего отдела практически любой средней корпорации потребуется 10 лет». Гари Костли (Kellogg) счи­тает: «Если вы не имеете представ­ления о цели, к которой стреми­тесь, вы не сможете разра­ботать стратегию. Конкурентная разведка — это устройство, помо­гающее заглянуть в будущее, по­зволяющее так «развернуть» вашу стратегию, чтобы ваша компания смогла приспособиться к изменя­ющемуся миру. Благодаря ей в компании Kellogg мы достаточно хорошо знаем себя и своих конку­рентов. Огромная польза конку­рентной разведки в том, что она укажет на слабые места вашей компании, и тогда вы узнаете, в чем сила ваших конкурентов. Компании, забывающие об этом, обречены на неудачу». И, наконец, оценка Доротеи К.Палшо (Dow Jones & Co, Inc.): «Конкурентная разведка в компании Dow Jones — это не просто работа — это ураган! Это динамика. Информация долж­на быть представлена в кратчайшие сроки и из надежных источ­ников. Понятие «конкуренция» мы толкуем очень широко. Она включает в себя наших обычных конкурентов, получивших новый толчок к развитию в результате со­бытий в сфере информационного бизнеса. Мы следим за финансо­выми гигантами, которые прихо­дят в нашу сферу бизнеса и за мел­кими фирмами, пока незаметны­ми на рынке, но как грибы расту­щими в Силиконовой Долине или на 28-й улице в Бостоне. Следим за моделями бизнеса. В нашем поле зрения цены, технологии, инфор­мация, клиенты, маркетинг, дист­рибуция, не оставляем без внима­ния и партнеров по бизнесу».

Затраты на обеспечение эконо­мической безопасности в развитых странах с устоявшейся системой работы правоохранительных орга­нов составляют 10 — 20 % прибыли компании. При нынешней ситуа­ции в России эти расходы должны быть не меньше. Они себя вполне оправдывают, ибо ущерб при от­сутствии такой работы неминуем и бывает намного больше расходов. Защита экономической деятель­ности должна быть рациональной и обоснованно затратной.

Учитывая значимость получае­мой информации и её влияние на бизнес-процессы, маркетинговая разведка должна занимать как можно более высокое место в иерархии организации, ведь ин­формация должна быть известна немногим.

Что в результате? 

Приведем несколько успешных опытов проведения конкурентной разведки в современном россий­ском бизнесе.

Солидный московский банк, озабоченный проблемой возврата кредита, выданного вполне благо­надежному на первый взгляд предприятию, решил, наконец, поинтересоваться, с кем он имеет дело. Анализ общедоступных ма­териалов, касающихся предыдущей деятельности и методов рабо­ты руководства этой компании, поверг сотрудников банка в шок. С тех пор любой крупный заем­щик этого банка предварительно проверяется на благонадежность и стабильность.

Иностранная компания приоб­рела в одном из регионов России контрольный пакет акций местной табачной фабрики, вложила зна­чительные средства в ее модерни­зацию, переподготовку персонала, в различные социальные програм­мы. В дальнейшем иностранцы столкнулись с давлением властных структур региона, которые стали вымогать деньги на различные проекты, не связанные с произ­водством. В результате встал во­прос об отказе от продолжения проекта и уходе с российского рынка. Причина этой неудачи — элементарное отсутствие профессиональной, информационно-аналитической проработки регио­на по качеству инвестиционного климата, коррумпированности ме­стной администрации, форм и ме­тодов ее деятельности. Компания имела данные своей конкурентной разведки, но по европейским стан­дартным схемам, без учета россий­ской специфики. После исправле­ния ошибок удалось подобрать другой регион и достойный объект для перспективных инвестиций.

Крупная компания по производ­ству чая столкнулась с проблемой появления на рынке фальсифици­рованной продукции, выпускаемой под ее торговой маркой в одном из регионов России. В ходе исследова­ния, проведенного преимущест­венно информационно-аналитиче­скими методами, удалось устано­вить и дислокацию «левого» произ­водства, и то, что оно процветает под прямым покровительством ме­стной администрации и правоохра­нительных органов.

Существуют примеры, когда компании несли потери из-за во­время не проявленного интереса собственному персоналу, не говоря уже о предварительной проверке кандидатов на должности, связан­ные с доступом к материальным и финансовым средствам и управле­нию их движением. Типичный пример — владельцы крупного производственного комбината пригласили на руководящие пози­ции уже готовую команду топ-менеджеров, возглавляемую гене­ральным директором (сейчас это часто практикуется).  Вскоре владельцы забеспокоились, и после проведения разведки выяснилось, что команда действительно заре­комендовала себя на рынке как «опытная и профессиональная». Только на прежнем месте работы эти люди профессионально орга­низовали изощренную систему хи­щений, получая неофициальные доходы, сопоставимые с прибыля­ми владельцев контрольного паке­та предприятия.

Нередко ущерб бизнесу — след­ствие целой цепочки просчетов, которые, к сожалению, имеют осо­бенность усиливать друг друга пу­тем не сложения, а умножения.

Анализ существующей практики свидетельствует о том, что пред­приятия, занимающиеся конку­рентной разведкой, проявляют на­ибольший интерес к компромети­рующим данным, информации о заключении контрактов, инфор­мации, способствующей захвату рынков сбыта и сырья, информа­ции, необходимой для организа­ции диверсионных актов, финан­совому положению конкурентов и партнеров, возможности доступа к информационным сетям, марке­тингу и стратегии цен, условиям продажи фирм и возможности их слияния, технической специфика­ции продукции, перспективам раз­вития, системе безопасности, ор­ганизационной структуре фирмы, ведущим специалистам, финансо­вым операциям конкурентов и партнеров, заказчикам и постав­щикам, отчетам о реализации про­дукции, вводу в действие новых производственных мощностей, модернизации и расширению дей­ствующих, объединению с други­ми фирмами, стратегии и тактике ведения бизнеса конкурентами.

Опытный предприниматель в состоянии грамотно оценить от­дельные моменты опасности, од­нако не всегда может правильно анализировать и прогнозировать события с учетом всех возможных угроз в комплексе. Научиться это­му по книгам, фильмам или по рассказам нельзя. Чтобы правиль­но ориентироваться, необходимо заниматься этими проблемами постоянно и профессионально. А интеграция России в мировую экономику еще больше актуали­зирует задачу внедрения конку­рентной разведки в бизнес-про­цессы предприятий.

Недавние разоблачения фактов финансового мошенничества все­мирно известных компаний США развеяли мнение относительно «этической чистоты» крупного за­падного бизнеса. Иностранные компании далеко ушли в развитии и культивировании своих разве­дывательных структур, которые не только получили легальную прописку как вид экономической деятельности, но и стали важным элементом рыночной «игры по правилам», без которой становит­ся все труднее выживать в эпоху глобализации.

Российским компаниям проти­востоит опытный и профессио­нальный противник - иностран­ный конкурент, имеющий в своем арсенале все средства маркетинго­вой разведки и богатый опыт про­ведения соответствующих «меро­приятий».

При компетентном подходе, не­смотря на все сложности и опасно­сти современного бизнеса, риски можно спрогнозировать, устра­нить, своевременно поставить за­щитные барьеры и даже использо­вать ситуацию в свою пользу.



назад


наши контакты:

+7(495)995-03-40
info@deti-mira.ru
pr@deti-mira.ru
© MБФ "Дети Мира" 2000-2017. Все права защищены.
При полном или частичном использованим материалов сайта, гиперссылка на www.deti-mira.ru обязательна.


Rambler's Top100 Яндекс цитирования

обмен ссылками
размещение ссылок
написать вебмастеру