Главная  |  Контакты  |  Сбор средств  |  Карта сайта  |  English  |  Deutsch
ПРОГРАММЫ ФОНДА АКЦИИ ФОНДА КОНКУРСЫ ФОНДА
 


Форум
Новости
  Одной строкой
  Новости партнеров
О Фонде
  Контакты
  Лица Фонда
  СМИ о нас
  Сбор средств
  Благотворителям
  Письма поддержки
  Благодарственные письма
  Партнеры
  Фотогалерея
  Наши баннеры
Благотворительные акции
  АНТИбезразличие
  SMS акции
  Ближайшие акции
  Музей
Программы фонда
  "Образование XXI век"
  Партнерская программа для студентов
  Поддержка образовательных учреждений
  Поддержка медицинских учреждений
  "Боль моя"
Конкурсы
  Конкурс детского рисунка «Семь уроков волшебства»
  Пишем стихи, рассказы, сказки 2007
  Конкурс мягкой игрушки 2007
  Конкурс рисунков «Мой любимый мультипликационный герой» 2007
  Конкурс "Лучший анимационный ролик"
  Мой портрет на любимом сайте
  Работы вне конкурса
  Архив конкурсов
Информация
  Медиа материалы
  Советы психолога
  Советы юриста
  Приемные ангелы - книга для родителей, которые хотят усыновить ребенка
Карта сайта


Подписка на рассылку

Советы психолога

Если в Вашей семье не ладятся отношения между взрослыми и детьми, если Вы не можете найти взаимопонимание с ребенком или избавить его от комплексов, если у Ваших детей проблемы со сверстниками, если неприятности с супругом негативно влияют на Вашего ребенка и вы не знаете, что делать, то, возможно, эта страничка поможет Вам найти ответы на эти вопросы и проблемы. Если Вы - подросток и хотите узнать как Вам поступить в какой-либо сложной ситуации, если запутались во взаимоотношениях с родителями и друзьями, тут Вы найдете подсказку - как поступить. Наш психолог не дает инструкции, что нужно делать в определенной ситуации, он помогает посмотреть на проблему с другой стороны, подскажет выходы из ситуации.

Если Вы не нашли ответ на свой вопрос, напишите нам, и психолог постарается помочь Вам найти выход.

Сочетание переменных

Конечно, ребенок не является чистым листом бумаги, на котором просвещенный родитель может написать все что захочет, а безграмотный — безнадежно изуродовать. В нем самом есть силы, и не малые. Но Золушка, Павлик Морозов или Ломоносов встречаются не так уж часто.

В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль. Их сочетание многое определяет в том, как строится поведение взрослых и какие психологические свойства формируются у ребенка. Первая переменная имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения (даже раньше) до трех лет.

С точки зрения Броди, можно выделить четыре типа материнского отношения к младенцу.

Первый тип. Легко приспосабливается к потребностям ребенка. Демонстрирует поддерживающее, разрешающее поведение. Интересный тест на этот тип отношения — приучение малыша к туалету. Относящиеся к нему мамы действуют по принципу “сам дозреет”.

Второй тип. Сознательное приспособление к потребностям ребенка. Проходит это не всегда удачно, что вносит в поведение матери напряженность. Она чаще доминирует, чем уступает. В ее поведении не хватает непосредственности.

Третий тип. Приспособление на основе чувства долга. В отношениях мало теплоты и спонтанности. Поведению мамы присущ жесткий контроль.

Четвертый тип. Непоследовательность, противоречивость поведения и реагирования на ребенка. Конечно, самый опасный — последний тип отношений, хотя, по сути дела, только полное эмоциональное принятие обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, подталкивает ее к додерживающему, разрешающему поведению, формирует доверие к ребенку и его потребностям. Как результат — развитие у самого младенца чувства доверия к миру, любознательности и открытости отношениям.

Примерно с трех лет вступает в силу вторая переменная родительской позиции — контроль. Очень интересные результаты, касающиеся влияния различных видов контроля на личностное развитие детей, получены Боумрином. Он выделил четыре параметра родительского отношения и три группы детей, обладающих различной степенью личностной зрелости, а затем соотнес показатели между собой. Перечислим параметры родительского отношения.

  1. Степень контроля. При высоких баллах родители предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способны настаивать на выполнении своих требований, быть последовательными в их предъявлении. При низких — устраняются от контроля, предоставляя детям самим формировать систему требований и правил.
  2. Побуждение к развитию. При высоких баллах родители стремятся к развитию у детей способностей, настаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности. При низких — не считают своих детей обладателями каких-либо выраженных достоинств
  3. Воспитательные воздействия. При высоких баллах родители, добиваясь послушания, используют убеждение, обосновывают свою точку зрения и готовы обсуждать ее с ребенком. При низких — однозначно не формулируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: жалобам, крику, подаркам и наказаниям.
  4. Эмоциональная поддержка. При высоких баллах она присутствует постоянно, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований. При низких — она либо отсутствует, либо зависит от послушания ребенка.

Что же касается личностных типов детей, то их было выделено, как уже говорилось, три Назовем их и сразу соотнесем с особенностями родительской позиции.

  1. Компетентные дети. Обладают устойчиво хорошим настроением, уверены в себе. Им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские отношения. Склонны к исследованию самих себя и окружающего мира. Формированию такого комплекса черт соответствуют высокие баллы по всем четырем параметрам. То есть компетентности способствует высокий и последовательный контроль в сочетании с интересом к личности, уважением и постоянной эмоциональной поддержкой.
  2. Избегающие дети. Преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Испытывают трудности в установлении контактов не только дружеских, но и поверхностных. Склонны избегать новых или фрустрирующих ситуаций. Для родителей таких детей характерно контролирующее, требовательное поведение, сочетающееся с малой теплотой, низким уважением к возможностям ребенка.
  3. Незрелые дети. Не уверены в себе, настроение неустойчиво. Самоконтроль практически не сформирован. Склонны к реакциям отказа во фрустрирующих ситуациях. Своей инфантильностью они прежде всего обязаны личностной незрелости своих родителей. Главная черта поведения родителей—отсутствие способности к последовательному контролю. При этом эмоциональная поддержка может и присутствовать. Не вызывает сомнения, что компетентные дети обладают по сравнению с прочими явными преимуществами, поэтому значение родительского контроля тоже становится очевидным. Один из основных механизмов формирования характера — интериоризация средств и навыков контроля, используемых взрослым. В целом зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской установки, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. В предложенной схеме адекватной родительской установке соответствует авторитетный стиль воспитания.

Родительская позиция — важный фактор личностного развития ребенка, но не первичный. Позиция формируется на основе более широкой системы жизненных ценностей взрослого и того, какое место в ней занимает воспитательный процесс. Наибольшие перспективы открываются в том случае, если воспитание собственных детей является для взрослого человека ценностным процессом. Значительно больше подводных камней и опасностей таит в себе другой вариант: когда воспитание является “вставкой” в различные жизненные мотивы человека. Приведу примеры таких мотивов.

Воспитание ребенка как реализация потребности в эмоциональном контакте Ребенок в этом случае не самоценность. Он — способ удовлетворения потребности взрослого. Со стороны взрослого естественно в этом случае препятствовать эмоциональной жизни ребенка. Воспитание ребенка как реализация потребности в смысле жизни.

амостоятельность ребенка является естественным фрустратором этой потребности. Соответственно неосознанно возникает желание препятствовать этой самостоятельности под самыми благовидными предлогами. Воспитание как реализация потребности взрослого в достижениях. В данном случае основной девиз воспитания: “Пусть он добьется того, чего не смог (смогла) добиться я”. Ребенок воспринимается как “хороший”, пока он реализует родительские планы и удовлетворяет их амбиции. Есть и другие варианты таких “вставок”. Все они “патологичны” с точки зрения результатов воспитательного процесса, так как лишают ребенка права на собственную жизнь и судьбу.

"Наш Аист" #3, 1999





назад

Последние публикации

Детская прививка финансовой грамотности.

Как правильно хвалить ребенка?

Разница - внутри нас

Настоящего мужчину растим

Что делать если Ваш ребенок лжет?

Как научить малыша хранить секреты

Если ребенок не отпускает маму

Как простить себя?

Друг это тот, кто...

Влияние музыки на человека



наши контакты:

+7(495)995-03-40
info@deti-mira.ru
pr@deti-mira.ru
© MБФ "Дети Мира" 2000-2017. Все права защищены.
При полном или частичном использованим материалов сайта, гиперссылка на www.deti-mira.ru обязательна.


Rambler's Top100 Яндекс цитирования

обмен ссылками
размещение ссылок
написать вебмастеру